Интернет-поддержка образовательного проекта. Кейс "Герцлия"


Посмотреть на Яндекс.Фотках
И.В. Стечкин, к.ф.н., руководимтель Объединенной редакции интернет-проектов, преподаватель кафедры социологии журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова специально для сообщества HighEdWeb.Ru

* * *


Ровно неделю назад, 26 января, мне удалось во второй раз пообщаться с доктором Наумом Лемелстрих Латаром (Dr. Noam Lemelshtrich Latar), деканом Школы коммуникации в Междисциплинарном центре в Герцлии (Израиль).


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Мы говорили о специализациях бакалавриата, о техническом обеспечении учебного процесса, о дистанционном обучении и, конечно, об интернет-поддержке образовательных проектов. Именно на этой - последней - теме остановлюсь подробнее, учитывая специфику сообщества.

Сегодня Объединенная редакция интернет-проектов журфака МГУ, которой я имею честь руководить, является, по сути, управляющей компанией. Наша задача - развитие интернет-активов факультета. А это - несколько десятков площадок, включая как самостоятельные проекты, так и представительства в социальных медиа. Наш главный дефицит - рабочие руки, обладающие нужными навыками. Мы находимся в ситуации НИИЧАВО:

"Нам нужен не всякий программист, -- сказал горбоносый. -- Программисты -- народ дефицитный, избаловались, а нам нужен небалованный". -- "Да, это сложнее", -- сказал я. Горбоносый стал загибать пальцы: "Нам нужен программист: а -- небалованный, бэ -- доброволец, цэ -- чтобы согласился жить в общежитии..." -- "Дэ, -- подхватил бородатый, -- на сто двадцать рублей". -- "А как насчет крылышек? -- спросил я. -- Или, скажем, сияния вокруг головы? Один на тысячу!" -- "А нам всего-то один и нужен", -- сказал горбоносый. "А если их всего девятьсот?" -- "Согласны на девять десятых".

Только нам нужен не программист. Нам нужны модераторы и менеджеры по контенту, имеющие опыт работы с CMS "Битрикс". Но ставок нет. А студенты преимущественно мнят себя великими старт-аперами (иногда небезосновательно) и работу с контентом считают ниже своего достоинства. Вот и приходится справляться имеющимися силами:

1. менеджер по контенту - 1 штука,
2. технический специалист - 1 штука,
3. главный редактор - 1 штука,
4. руководитель редакции - 1 штука.

Чтобы компенсировать дефицит рук, мы возложили задачи по обновлению информации о структурных подразделениях факультета (кафедрах, центрах, лабораториях и т.п.) на ответственных сотрудников этих подразделений. Груз новых забот удержали не все. Отдельные товарищи с достоинством проигнорировали приказ, в котором была закреплена почетная обязанность по информированию аудитории официального сайта факультета о жизни подразделений вообще и по ведению профилей сотрудников этих подразделений в частности.

Так что эксперимент по делегации редакционных полномочий удался лишь частично. Думаю, теперь понятно, что в первую очередь меня интересовал вопрос о том, сколько человек отвечают за обновление информации на сайте Школы Коммуникации?

Ответ меня сильно удивил: Наум рассказал, что за обновление информации на сайте Школы (или по-нашему - факультета) отвечает один человек. Если быть совершенно точным - полторы штатные единицы.

Как же так? - удивился я.

Оказалось, что все довольно просто. И сложно одновременно.

Междисциплинарный центр (IDC) - контора коммерческая. У них много проектов, уходящих "вовне": студенты разрабатывают настоящие рекламные кампании. Вот несколько примеров:

 
Посмотреть на Яндекс.Фотках 

 
Посмотреть на Яндекс.Фотках 

Студенты создают оригинальные технические решения, прототипы которых покупаются ведущими мировыми брендами. Например, приложение для создания "дополненной реальности" Samsung приобрел именно в Герцлии.

Права на коммерческое использование разработок студентов принадлежат вузу. Студенты получают зачет и строчку в резюме. Лаборатории, в которых создаются коммерческие продукты, имеют собственные интернет-представительства и активно продвигают себя в Сети. И тянут за собой материнский бренд - бренд вуза.

При этом сам IDC принципиально не продвигает себя в новых медиа. Позиция руководства Центра такова: желающие с нами пообщаться могут приложить усилия для того, чтобы найти возможность связаться с нами. Иными словами - они не стремятся "идти в народ", позиционируют себя как своего рода "закрытый клуб". Оно и понятно - для обучения в IDC мало иметь голову на плечах - нужно еще иметь туго набитый кошелек. Высота финансового барьера такова, что словосочетание "закрытый клуб" в отношении IDC можно употреблять без кавычек.

Итак, относительно маркетингового уровня интернет-коммуникации делаем два вывода:
1. не IDC "тянет паровозом" свои проекты, легализуя их в общественном сознании, "подкладывая" под них свой бренд, а проекты "тянут" бренд своего вуза, фактом своего существования подтверждая уровень образования в IDC; 2. Центр принципиально не ведет работу в социальных медиа, что позволяет существенно сэкономить время специалистов по интернет-поддержке.

Теперь поговорим о сервисной части портала Герцлии. Да-да, как и большинство серьезных зарубежных вузов, видимая извне часть сайта представляет лишь верхнюю часть айсберга. Эта - видимая - часть решает маркетинговые задачи. Скрытая часть способствует повышению эффективности учебного процесса, помогает в решении организационно-бытовых вопросов. На этом уровне в Герцлии отдают инициативу в руки преподавателей и студентов. Преподаватели имеют персональные страницы в рамках университетского портала. На этих страницах они публикуют материалы, необходимые студентам при освоении курсов, находящихся в зоне ответственности того или иного преподавателя.

Таким образом, специалисту по интернет-поддержке остается только следить за актуальностью информации, посвященной научной жизни Школы. А это вполне подъемная для одного человека задача. А тем более для полутора штатных единиц.