Голова профессора. Часть 4. Окончание.

Вот и последняя часть моей первой попытки разобраться в плюсах и минусах дистанционного образования.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Да, да, конечно всё на ощупь,
Всё наугад, всё второпях:
И этот снег, и этот росчерк,
И горький привкус на губах...


А. Дов (Медведенко)

Часть 1.

Часть 2.
Часть 3.

Untitled from Valeria Kushchuk on Vimeo.


Продолжение опроса. Начало - см. конец 3 части.

Следующий респондент (Подготовишка 2) предпослал своему отзыву эпиграф из сказки А. Волкова "Волшебник изумрудного города":
"...На этом троне лежала огромная живая голова, одна голова, без туловища... Голова имела настолько внушительный вид, что Элли обомлела от страха..."

Далее автор рецензии на дистанционное занятие пишет:  
"...Когда удается на себе почувствовать подобное "большое маленькое чудо", становится и жутко, и весело одновременно <...> Преподаватель на огромном расстоянии от ученика может <...>, как в аудитории, проверить домашнее задание, дать новый материал, короче говоря, провести полноценное занятие. Об экономии времени и сил говорить просто смешно. Плюс ко всему подобное общение - большой опыт и практика для будущего студента журфака, так как видеоконференции не только не отменяются, но и закрепляются в журналистской деятельности <...> А что если вообще перейти на подобный формат обучения? Сидишь дома, сам в халате и тапочках, попил чаю, включил компьютер и в нужное время появилась "говорящая голова" преподавателя и занимайся: внимай, запоминай нужную тебе информацию, одним словом, учись на здоровье. Существует, правда, <...> несколько весомых (лично для меня) аргументов "против". Начну с банальных проблем с сетью <...> Очень уж трудно восстановить внимание, отвлекшись на технические неполадки. <...> Удовольствие от присутствия живого человека стирается, есть только возможность видеть движущийся образ. <...> Ощущение "неживого взгляда" напрягает"
 
Структурируем ответ. 
 
Плюсы:
1. несмотря на технические сложности, поставленные преподавателем учебные цели могут быть достигнуты;
2. эффект новизны формы работает на эффективное решение учебных задач;
3. форма занятия вызывает ассоциации с практикой журналистской работы ("прямые включения"), что полезно для будущих медиапрофессионалов;
4. экономия времени.
 
Минусы:
1. потеря внимания в результате технических сбоев;
2. эмоциональный дискомфорт от "неживого взгляда" и замены живого преподавателя в аудитории "подвижной аватарой" последнего.
 
В данном случае респондент отметил больше положительных моментов, связанных с практикой дистанционного обучения. Однако совпадает с первым автором в декларации энергетической неполноценности дистанционного занятия, дискомфорта от "неживого взгляда". Ну и, конечно, несовершенство каналов связи не ускользнуло от внимания рецензента.
 
Подготовишка 3.
 
"...Все проходило точно так же, как и в классе. Сначала мы разбирали слова, найденные в СМИ за прошедшую неделю (см. 2 часть) и <...> смотрели, куда может нас завести новое слово. Но тут самому находчивому, мне, на глаза попались смайлики, и я отправила один, потом еще один, и еще... На что я услышала: "Ну все! Хватит баловаться со смайликами! А кстати, вы знаете как правильно они называются?" <...> Точнее всех была Ани - эмотиконы. По этой теме мы получили интересное задание: дома придумать из значков на клавиатуре изображения различных необычных эмоций людей <...> На следующей неделе <...> урок прошел более тревожно из-за сбоев с интернетом, нам несколько раз приходилось отключаться и перезванивать <...> В целом осталось приятное ощущение от двух так необычно проведенных уроков. Но мне больше нравится, когда учитель стоит передо мной, я вижу его целиком: его глаза и жесты. И когда он не "зависает" каждые двадцать минут. Все же мне кажется, что это неплохой опыт, ведь в будущем, возможно, мы сможем учиться именно так. Несмотря на некие минусы, занятия в таком режиме проходят очень продуктивно, а главное - можно учиться не выходя из дома"
 
В этом отзыве также отмечаются технические проблемы и эмоциональный дискомфорт. Но впервые эмоциональный комфорт противопоставляется эффективности занятия. Иными словами, автор почувствовал, что потенциал передачи информации в таком формате очень высок, а вот развлекательный момент, вызывающий эмоциональный подъем, инструментально менее доступен преподавателю. Таким образом, при высокой мотивации учащегося, при наличии установки на данного преподавателя как на источник информации, а не на "шоумена", рецензент признает  дистанционные занятия вполне эффективными. 
 

* * *
 
Обратимся теперь к отзывам студентов первого курса, согласившихся принять участие в эксперименте:
 

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
Первокур 1.
 
"Перспектива ведения семинаров по Skype интересна, спору нет. Занятие подобного типа, увиденное впервые, пробуждает у студентов интерес к уроку необычной методой преподавания. А уж если это позволяет сохранить готовую сорваться пару, то полезность такого метода сложно переоценить <...> Skype позволяет "присутствовать" на уроке заболевшему ученику или читать лекцию студентам, находящимся за много километров  от преподавателя. Времени это сэкономит немало. Всем. <...> Да и особо застенчивым студентам, возможно, воспринимать информацию, наблюдая грозного лектора лишь на экране, будет немного проще <...> А вот за эмоциональных экстравертов здесь поручится не можем. Больно уж сознательным должен быть ученик, чтобы, не попав в поле зрения веб-камеры <...> спокойно досидеть до конца семинара..."
 
Замечу, что специалисты в области дистанционного обучения, в частности - Елена Тихомирова, говорят о том, что эта форма действительно требует очень высокой мотивации учащегося. Видите? Уже второй раз у нас возникает это слово...
 
"Надо признаться, чисто школярский соблазн "слинять" вне зависимости от того, интересна ли тебе тема урока или нет, очень велик <...> Уровень авторитета преподавателя, рискнувшего провести урок онлайн, в студенческой среде должен быть немаленьким <...> Ну не получается проникнуться должным трепетом перед преподавателем, то и дело "зависающим" на экране! Не доросли еще, наверное".
 
Итак, плюсы: 
1. эффект новизны формы;
2. возможность сохранить без изменений расписание даже в случае форс-мажора и с учетом требований академической мобильности (как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов);
3. снижение эмоционального накала (хорошо для застенчивых и плохо для открытых студентов);
 
Минусы:
1. необходимость высокой мотивации и наличия установки учащихся на данного преподавателя;
2. технологические сложности.
 
В данном отзыве поднимаются две существенные проблемы:
1. наличие установки у данной группы студентов на данного преподавателя;
2. высказывается предположение о влиянии возраста учащихся на эффективность процесса дистанционного обучения. Действительно, резонно допустить, что с возрастом, во-первых, визуализация источника информации начинает играть меньшую роль, а во-вторых, возрастает уровень мотивации на получение специальных знаний, повышающих эффективность профессиональной деятельности. 
 
Эти рассуждения позволяют сформулировать гипотезу о том, что интеграция элементов дистанционного обучения целесообразна на старших курсах в рамках изучения предметов, формирующих у студентов знания, умения и навыки ведения современной высокотехнологичной опосредованной коммуникации.
 
Первокур 2.
 
"Возможности Скайпа спасают в форс-мажорных ситуациях и позволяют провести мероприятие даже при нахождении ведущего конференции далеко от места ее проведения без существенных потерь для результата работы. На этом, мне кажется, достоинства видеоконференций заканчиваются. Сбои в связи прерывают ход конференции, из-за низкого качества звука трудно расслышать, что говорит ведущий конференции. К тому же, чтобы установилась живая и активная коммуникация, необходимо присутствие живого человека..."
 
Плюсы:
1. возможность сохранить учебный график без изменений;
2. несмотря на технические сложности, поставленные преподавателем учебные цели могут быть достигнуты.
 
Минусы:
1. технические проблемы (слабые каналы связи);
2. проблемы материально-технического оснащения учебного процесса (плохая слышимость в аудитории);
3. эмоциональный дискомфорт, ощущение "неживого" общения.
 
Первокур 3.
 
"В мозгах студентов часто не укладывается одна мысль. Мысль эта- преподаватель тоже человек. Имеем в виду: преподаватель тоже умеет застревать в лифтах, ломать ноги и ездить в командировки. Только вот незадача - у преподавателя еще есть студенты, и студентов надо учить. И вот тогда, если преподаватель сломал ногу (застрял в лифте, уехал в командировку), на помощь приходит Skype - программа, обеспечивающая голосовую связь через интернет <...> Для экстренного проведения встречи через Skype нужно-то - интернет и колонки с микрофоном у каждой стороны диалога. И еще желательно по веб-камере, чтобы несознательные слушатели в лучшем случае не начали зевать, не имея возможности видеть преподавателя, в худшем ненароком не разбежались. Вроде бы нужно не так много - а даже с этим бывают перебои: и связь не всегда работает, и веб-камеры под рукой может не быть, и колонки бывают такие, что по три раза каждое слово приходится переспрашивать... По сути вся проблема именно в сохранении внимания - ну как тут сосредоточиться, когда половину занятия идут попытки настроить связь, и преподаватель регулярно пропадает с экрана? Да и сама мысль о том, что преподаватель теперь существует в виде мутной горстки пикселей, тоже не располагает к занятиям <...> Живое общение, как известно, куда лучше виртуального. Особенно если это касается образования"
 
Плюс: возможность сохранения учебного графика.
 
Минусы:
1. технические проблемы (слабые каналы связи);
2. проблемы материально-технического оснащения учебного процесса (плохая слышимость в аудитории);
3. эмоциональный дискомфорт, ощущение "неживого" общения;
4. проблема мотивации студентов и их установки на преподавателя.
 
* * *
 
Пока готовилась эта статья, стало известно, что государственная дума РФ "уравняла в правах" дистанционное и очное образование. С одной стороны - это не более чем декларация свершившегося факта: сегодня, в том числе и в сегменте журналистского образования, существуют организации, предлагающие услуги дистанционного обучения (например Институт современной журналистики, созданный в Университете истории культур). С другой - это решение может служить примером победы концепции технологического детерминизма - подхода, об опасности которого я уже писал ранее
 
Технологии развиваются быстрее, чем мы успеваем их "переваривать". Так и "недопереваренными" они входят в жизнь общества; иногда безболезненно, но в случае с новыми ИКТ - часто провоцируя различные социальные дисфункции.
 
Абитуриентов и студентов журфака - в отличие от его преподавателей -трудно заподозрить в технологическом консерватизме. Напротив, в некоторых случаях они могут дать фору своим наставникам. И, тем не менее, все без исключеня респонденты отметили, что дистанционное занятие менее "энергетично", чем традиционные аудиторные формы учебного процесса. Отчасти причина в слабой материально-технической базе и в проблемах с коммуникационной инфраструктурой факультета. Но, вероятно, это не единственная причина, по которой студенты отдают предпочтение занятиям, проводимым без технического посредника.
 
Мне представляется, что в сюжете о дистанционном образовании актуализируется проблема "конкурентных преимуществ" первичной реальности.
Респонденты интуитивно чувствуют преимущества первичной реальности или же говорят то, что - как им кажется - от них ждут? Это первый вопрос, на который необходимо ответить в дальнейших исследованиях.

И потом: если все же респонденты чувствуют преимущества объективной, первичной реальности перед реальностью вторичной, виртуальной, то как они могут их описать более формально? Ответ на этот вопрос позволит нам приблизиться к созданию инструментов противодействия вебиграции вообще и виртуализации социальной активности медиааудитории в частности.