Голова профессора. Часть 3.

Часть 1
Часть 2


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В предыдущей части мы обсудили методы использования рассылок, сайтов социальных сетей и сервиса микроблогов Twitter, а также возможности применения в учебном процессе сервисов из пакета Google Docs, предназначенных для групповой работы с текстовыми документами, таблицами и классическими презентациями. Кроме того, упомнянули возможности сервисов SlideShare.Net (для публикации классических презентаций в формате .ppt) и Prezi.Com (для построения и публикации спайдеграм).


Рассмотрим теперь третью группу сервисов, которая имеет самое прямое отношение к названию статьи, т.к. и в случае использования Skype, и при работе в Adobe Connect или Webex преподаватель представляется стуентам как "говорящая голова". А то и просто как голос, если ширина канала не позволяет транслировать видео.

Но если для занятия по Skype отсутствие "картинки" является существенной проблемой (в чем мы убедимся, разбирая отзывы учащихся), то в вебинарах изображение ментора нередко умышленно отключается, чтобы внимание студентов не рассеивалось между презентацией, чатом, текстовыми комментариями, виртуальной доской и "головой профессора".

Скайп-конференции отличаются от обычного занятия только тем, что преподаватель физически не присутствует в аудитории. Принципиальных методических отличий нет. Для полноценной работы необходим копьютер, подключенный к надежному высокоскоростному интернет-каналу (как у преподавателя, так и в аудитории), веб-камера (на обеих концах "телемоста"), микрофон и динамик (преподавателю достаточно обычной гарнитуры, а в аудитории желательно иметь колонки и мобильный микрофон). Также аудитория должна быть оборудована проектором и проекционным экраном.

Методически, повторюсь, занятие, проводимое через Skype, похоже на обычное аудиторное занятие, с той разницей, что использование современных ИКТ в учебном процессе стимулирует дополнительный интерес учащихся и повышает престиж как преподавателя, так и вуза в целом.

Работа на платформе Adobe Connect имеет особенности, о которых следует сказать подробнее. Прежде всего следует учитывать, что и студенты, и преподаватель могут физически находиться во вне учебной обстановке:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

дома...



Посмотреть на Яндекс.Фотках

в кафе...



Посмотреть на Яндекс.Фотках

в офисе.

Поэтому необходимо на практике применять знания об особенностях работы мозга в процессе обучения:
Работа мозга для обучения
View more presentations from Elena Tikhomirova



1) демонстрация презентации и других мультимедийных объектов,
2) виртуальная доска,
3) текстовые заметки,
4) демонстрация своего "рабочего стола",
5) чат (публичный и приватный),
6) возможность присвоения участникам вебинара различных статусов ("докладчик", "организатор") с соответствующими полномочиями (например, обратная связь голосом, трансляция своего видео,
манипуляции рабочим пространством виртуального кабинета).
Вообще методы использования Adobe Connect в преподавании журналистских дисциплин заслуживают быть описанными в отдельной статье.

* * *

Теперь давайте обсудим отношение студентов к экспериментам по внедрению новых ИКТ в традиционно консервативный процесс обучения: с какими сложностями сталкивается преподаватель, решившийся на интеграцию элементов дистанционного обучения в образовательный процесс и что он получает в награду за смелость? И вообще - не повернутся ли студенты к нему спиной?

3. Достоинства и недостатки

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя... 


А.С. Пушкин



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пожалуй самый сложный параграф задуманной статьи. Поскольку здесь не получится жизнерадостно рапортовать о прелестях технологий. Вообще не получится рапортовать, ведь мы переходим к анализу обратной связи, полученной от студентов и слушателей подготовительных курсов.

В рамках упомянутого в первой части эксперимента (см. параграф 2 в Части 1) по использованию различных технологий дистанционного обучения студентам и слушателям подготовительных курсов было предложено написать критические отзывы о полученном опыте.

Приведу выдержки из ответов, фокусируясь на недостатках:

Подготовишка 1.
Мне посчастливилось пару раз побывать на уроке, который проводила именно преподавательская говорящая голова <...> Качество интернет-связи должно быть настолько хорошее, чтобы дать возможность "говорящей голове" не застывать каждые десять минут из-за технических сбоев <...> Необходимо наличие должного оборудования, как то: хорошие аудиоколонки <...>, мощный микрофон для осуществления обратной связи <...>, веб-камера <...>; если воспринимающая аудитория обширна, непременно следует использовать проектор для перенесения "говорящей головы" на большой экран <...>


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Скажу о самом процессе. Информация вопринимается хорошо, воспринимать ее не сильно неудобней, нежели при физическом присутствии информирующей и информируемой сторон в одном помещении. Нет особых неудобств при передаче информации "говорящей голове", кроме того, что надо подходить к микрофону, либо же микрофон должен перемещаться к говорящему.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Небольшое неудобство также заключается в том, что веб-камеру, закрепленную на компьютере в аудитории, придется беспрестанно поворачивать, чтобы преподаватель мог обозреть всех присутствующих.

Дистанционное обучение должно проводить только в случае крайней необходимости. Поскольку общение посредством <...> машины не сможет заменить живого общения между преподавателем и студентами.
 
Обобщим ответы респондента  Подготовишка 1:
 
Плюсы:
1) Несмотря на технические сложности, поставленные преподавателем учебные цели могут быть достигнуты в ходе дистанционного занятия.
2) Обратная связь возможна даже при минимальном техническом оснащении аудитории.
 
Минусы:
1) Зависимость от каналов связи передающей и принимающей сторон.
2) Неизбежные сегодня технические сбои отвлекают от восприятия учебного материала.
3) Недостаточная материально-техническая база учебного заведения.
4) Учащиеся испытывают эмоциональный дискомфорт при отсутствии "контакта глаз" с преподавателем.
5) Использование технического посредника воспринимается студентами как вынужденная мера, энергетически неполноценное занятие.
 
Итак, минусов с точки зрения первого респондента из числа слушателей подготовительных курсов существенно больше. Справедливости ради отмечу несколько особенностей данной формы дистанционного обучения, которые могли ускользнуть от внимания автора отзыва (хотя сам факт, что они ускользнули, дал мне пищу для размышлений).

Ситуация, в которой преподаватель является аудитории как "виртуальный персонаж", вводит в сценарий занятия игровой сюжет, усиливает ответственность учащегося за решение учебной задачи, акцентирует процесс совместного добывания знаний. Возникающие технические сложности и их преодоление - это, своего рода, компьютерная игра. Точнее - игра с участием компьютера в качестве NPC. 
 
Например, отсутствие переносного микрофона делает учащегося, сидящего рядом со стационарным передатчиком звука, посредником между группой и преподавателем. "Прохождение" этого "квеста" позволяет подспудно формировать навыки, необходимые для реализации будущим журналистом такой значимой и "спросовой" социальной роли, как модератор/фасилитатор. Понятно, что эта методическая находка стала следствием реализации принципа "голь на выдумки хитра", но я не исключаю, что в некоторых случаях может быть даже целесообразно специально имитировать технические сложности. И уж точно наличие такого рода проблем не должно останавливать преподавателей от проведения экспериментов в области дистанционного образования. Нужно помнить, что если вам дают лимон, нужно постараться сделать из него лимонад. А это уже вопрос методики, а не технологии.
 
Окончание следует...