Голова профессора. Часть 2. Обещанное продолжение

Начало (Голова профессора. Часть 1) - здесь.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
* * *
 
Каким же образом применялись перечисленные формы, технологии дистанционного обучения? Рассмотрим в порядке упоминания. 
 
Рассылки, сайты социальных сетей и сервис микроблогов Twitter использовались, главным образом, для согласования со студентами графика занятий, а также для оперативного информирования учащихся о внезапных изменениях в нем (касающихся места или времени проведения очередного занятия). В том числе - о переносе занятия в полностью виртуальную "аудиторию". Кроме того сайты социальных сетей использовались как каналы обратной связи, по которым студенты могли задать вопросы (в том числе с помощью мобильных устройств), касающиеся пройденной темы, формулировки домашнего задания, и получить на них (это очень важно!) оперативные ответы
 
На методах использоваия инструментов второй группы (сервисы из пакета Google Docs, предназначенные для групповой работы с текстовыми документами, таблицами и классическими презентациями. Кроме того использовались сервисы SlideShare.Net (для публикации классических презентаций в формате .ppt) и Prezi.Com (для построения и публикации спайдеграм (spidergram)) остановимся подробнее.

Начну с того, что такая форма самостоятельной работы студентов, как подготовка классического реферата в современных технологических условиях, представляется безнадежно устаревшей. Как минимум по двум причинам:
 
1) работа с источниками, их поиск и отбор цитат производится в Интернете с использованием соответствующих общедоступных инструментов. Поскольку моторика действий претерпела существенные изменения, не следует рассчитывать на то, что процесс копирования и последующей компиляции скопированных фрагментов будет сопровождаться сколь бы то ни было глубокой рефлексией;
 
2) обилие готовых и легко доступных рефератов не мотивирует студентов на самостоятельное выполнение работы данного вида. В лучшем случае несколько рефератов перерабатываются в новое произведение. При этом самостоятельная работа студента из осмысленной деятельности превращается в механически исполняемый ритуал.
 
Мне представляется порочной идея усиления контроля за оригинальностью студенческих работ (например повсеместное внедрение в вузах системы "Антиплагиат" или ее аналогов), поскольку логика развития информационно-коммуникационных технологий диктует подобный образ действий, причем не только в студенческой среде.

Следует предложить учащимся задания, провоцирующие технологически актуальные формы реферативной работы. Такие, например, как создание коллекций аннотированных ссылок на базе сервисов социальных закладок, типа Delicious.Com, или создание презентаций на заданную тему.

Вот три примера рефератов по курсу "Мультимедийные технологии", выполненные студентами в жанре презентации с использованием сервиса Prezi.Com, упомянутого в первой части:
 
№1

№2

№3

 
Особенно приятно мне было увидеть работу №3, т.к. ее показал мне мой коллега, Юрий Аникеев. Это говорит о том, что идея "пошла в народ". 
 
Перечисленные выше виды работ будут способствовать формированию навыков, востребованных за пределами учебного процесса в отличие от традиционного реферирования источников - последнее легко выполняется скриптами, как на порталах общего доступа, так и в составе коммерческих продуктов: Integrum, SCAN, Mlg и др. (примеры взяты из журналистской деятельности, что в данном случае оправданно, т.к. автор рассказывает об эксперименте, проведенном на факультете журналистики). Это настолько очевидно, что не вызывает вопросов у студентов. 
 
С другой стороны, они избегнут соблазна воспользоваться плодами труда предшественников: презентации искать сложнее, чем рефераты. Да и "подделать" авторство не слишком просто. А такая форма работы, как создание тематических коллекций ссылок, пока не стала традиционной в российской системе образования (а жаль!).
 
* * *
 
Тем не менее, навык работы с академическими источниками у студентов должен быть сформирован (в идеале - до того, как они станут студентами). Для этого слушателям подготовительных курсов я предложил в этом году такой метод работы, как коллективное ведение медиасловаря. Этот метод позволяет не только формировать навыки отбора и обработки источников информации, но также решает задачу расширения словарного запаса учащихся и дает преподавателю возможность контролировать медиапотребление учащихся, давать своевременные советы в этой области подготовки. 
 
Задание простое: еженедельно учащийся должен опубликовать в общем документе по три слова, которые они встретили в СМИ и значения которых не знали. Нужно также указать источник слова. Дать определение. Указать источник определения. Например:
 
06. 10. 11г.
1. Ликвидность (http://www.vz.ru/news/2011/10/5/527788.html) (от лат. liquidus - жидкий, текучий), мобильность активов предприятий, фирм или банков, обеспечивающая своевременную оплату их обязательств. (СЭС) 
2. Нелигитимный
(http://echo.msk.ru/programs/personalno/817311-echo/#video) передача “Особое мнение”, гость Валерия Новодворская) от легитимность (лат. legitimus — законный, правомерный) — степень соответствия политической власти ценностным представлением индивидов, социальных групп, общества; убежденность населения в необходимости подчинения власти. (http://politike.ru/dictionary/866/word/legitimnost)
3. “Гимнюк” (http://echo.msk.ru/programs/personalno/817311-echo/#video) передача “Особое мнение”, гость Валерия Новодворская) прозвище С.В. Михалкова, данное ему за заслуги перед “Отечествами” в написании слов к гимнам СССР и РФ. (http://ru.wikipedia.org)
 
Результаты обсуждения словарных изысканий слушателей подготовительных курсов заводили нас то в мир истории персонализации предметов (Название источника: "НГ - Exlibris". Вопрос: "Что такое exlibris?" У группы нет ответа. Следует рассказ об эстетике чтения, книжных коллекциях, инкунамбулах, экслибрисах. Вопрос: "Но ведь книги не единственная ценность. Как маркировали, например, фамильные драгоценности?" Слеует рассказ о монограммах, вензелях. Разговор касается геральдики и актуализируется через понятия "брендинг", "фирменный стиль", "логотип"), то в мир античной мысли (через термин "эпикуреец"), то в мир кибервойн (через термин "DDoS-атака"). Работа со словарем служит удобным, динамичным "гамбитом" для занятия по курсу "Введение в специальность". 
 
Словарь ведется учащимися и проверяется преподавателем с использованием возможностей сервиса Google Docs. Подобным образом можем вестись работа над курсовыми и дипломными проектами. Обращаю ваше внимание на то, что Google Docs позволяет нескольким пользователям одновременно работать с документом, при этом вносимые изменения и комментарии отображаются в режиме реального времени.
 
В свою очередь, работа над презентациями вынуждает студентов структурировать и визуализировать учебный материал, а факт публикации работы для всеобщего обозрения стимулирует чувство ответственности, что сказывается на качестве работы.
 
Продолжение следует...