Голова профессора. К вопросу о дистанционном обучении: о его предпосылках, формах и методах, достоинствах и недостатках. Часть 1.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.
А. Камю
 
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. 
А. Франс
 
Путешествия развивают ум, если, конечно, он у вас есть. 
Г. Честерон
 
Структура:
1. Предпосылки
2. Формы и методы
3. Достоинства и недостатки
4. Перспективы исследования
 
1. Предпосылки
 
Впервые образ "головы профессора" высказал русский фантаст Алексей Беляев. Даже роман так назвал: "Голова профессора Доуэля". Правда речь в этом произведении шла об эксперименте, целью которого было продлить существование бренной плоти, способной, однако, производить гениальные идеи. Напомню, голова Доуэля была отделена от туловища и подключена к искуственной системе жизнеобеспечения. При этом из всех радостей жизни личности ученого гипотетически были доступны лишь три: наслаждение вкусной пищей, удовольствие от мыслительного процесса и общение. Некоторые современные ученые, "первый каюсь я", добровольно уподобляются голове профессора Доуэля. Они становятся затворниками и добровольно отрекаются от тела, отдавая ему дань какой-нибудь милой (или не очень) слабостью. А ведь действительность не ограничивается рамками жилища. Она и прекрасна, и многообразна. Изучать ее, основываясь исключительно на анализе источников - все равно что скопцам рассуждать о любовных утехах. Не случайно ведь самым старшим методом исследовательской работы является наблюдение: как стороннее, так и включенное. Специалистам в области коммуникаций преимущества наблюдения должны быть вполне очевидны. 
 
Что мы могли бы сказать, какие выводы сделали бы о митингах, если опирались исключительно на сообщения СМИ? Ведь даже сами СМИ все чаще обращаются за помощью к очевидцам из числа своей аудитории, чтобы обеспечить оперативное и объективное освещение масштабных акций? - см., например, акцию "140 знаков о митингах" на сайте Газета.Ру. Как легализовать право рассуждать о зарубежных коммуникационных практиках, не имея опыта участия в них? Откуда получить представление об уровне технического проникновения новых ИКТ по России, еслине выезжать за пределы МКАД (или любой другой кольцевой дороги - подставьте сюда название шоссе, опроясывающего ваш населенный пункт - смысл от этого не изменится)? Каким образом продемонстрировать студентам безграничные (в прямом смысле) возможности инфокоммуникационных технологий, если ситуация никогда не сложится так, что их использование будет единственной возможностью сохранить ритм учебного процесса?
 
Отвечая на первый вопрос читатель может предложить воспользоваться данными экспертов, например, "Левада-Центра". Но как нам убедиться в том, что их информация заслуживает доверия, если сами мы не видели их сотрудников "в поле", не приняли их сперва за государственных осведомителей, а потом не слышали со сцены от организаторов митинга, что в толпе действительно работают социологи?

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
Дальше можно предложить из совокупности свидетельств очевидцев, поступающих в режиме реального времени в формате тви-трансляций (тви-репортажей) составить свое представление о происходящем. Но и в этом случае легко обмануться. Ведь издалека не узнаешь, в какой момент мобильный интернет в зоне проведения мероприятия перестал работать. Можно, конечно, воспользоваться видеотрансляцией, но и она может прерватсья на самом интересном месте (UPD16. Видео трансляция прервалась, все батарейки сели. Дальше только текст! Автору огромное спасибо за нее.). 
 
За ответом на второй вопрос читатели могут отправить меня, например, в РОЦИТ . Но едва ли цифры статистики подготовят вас к тому, что wi-fi в общежитии ЧелГУ дает доступ на Яндекс, но "отбивает" запросы к Google. При этом USB-модем от МТС в том же Челябинске дает скорость, достаточную для ведения видеоконференций. 
 
Ситуация, описанная в третьем вопросе, может, вероятно, решаться в лабораторных условиях: проведите занятие с использованием современных технических средств дистанционного общения, находясь в соседней аудитории. Казалось бы - риски меньше, а результат - тот же. 
 
Тот, да не совсем. Ведь оказавшись первый раз в реальной ситуации вынужденного дистанционного общения посредством новых ИКТ, вы не будете знать с какими сложностями можете столкнуться. А значит риск срыва "сеанса связи" из-за технических проблем (читай: технической безграмотности и неопытности пользователя) возрастает многократно. К тому же не имея личного опыта в решении разнообразных технических проблем, связанных с организацией дистанционного занятия, вы не смождете предупредить о них своих учеников. А ведь современное дистанционное обучение технологически мало отличается от прямого эфира в СМИ или виртуальных переговоров, ставших рутиной многих бизнес-процессов. 
 
Таким образом, не имея соответствующего опыта вы, как преподаватель, обедняете свой курс, становитесь менее актуальны, а в перспективе - когда студенты разбируться что к чему - и менее востребованы. Особенно если преподаваемые вами дисциплины имеют отношение к коммуникационным практикам или бизнес-администрированию.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
* * *
 
В этих рассуждениях мы еще не коснулись вопроса академической мобильности. А между тем сегодня очевидно, что ученый, не принимающий участия как в локальных, так и в глобальных международных научных событиях оказывается выключен из процесса информационного обмена, а значит увеличивается риск анахроничности не только выводов, но и проблематики его исследований. 

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
Для того, чтобы экспериментально подтвердить или опровергнуть рассуждения о целесообразности, и даже более того - о необходимости использования элементов дистанционного образования даже в процессе очного обучения, мною была проведена серия экспериментов. Их описание и результаты предлагаю вашему вниманию.
 
2. Формы и методы
 
В проведенном эксперименте приняли участие слушатели 4 группы подготовительных курсов факультета журналистики МГУ в рамках курса "Введение в специальность", студенты 114 группы дневного отделения в рамках курса "Мультимедийные технологии в журналистской деятельности", а также участниким исследовательского семинара "Роли журналиста в Интернете". Обратная связь в достаточном объеме получена от первой и второй категории участников.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
Эксперимент проводился с использованием интернет-инфраструктуры России (Москва, Челябинск, Тула) и Израиля (Эйлат и Иерусалим).   

Посмотреть на Яндекс.Фотках
 
Начну с перечисления форм дистанционного обучения, которые были использованы в ходе эксперимента. Условно их можно разделить на три группы: формы организации учебного процесса, формы контроля за самостоятельной работой студентов и формы проведения занятий. 
 
В первую группу вошли такие технические решения, как групповые рассылки на базе сервиса Google Groups, Twitter, а также сайты наиболее известных социальных сетей: Вконтакте (чаще ), Facebook (реже). В силу особенностей социально-демографических характеристик аудитории этих площадок есть основания предполагать, что если бы эксперимент проводился с участием студентов старших курсов или слушателей программ профессиональной переподготовки, а также студентов, получающих второе высшее образование, все было бы наоборот. 
 
Вторую группу составили сервисы из пакета Google Docs, предназначенные для групповой работы с текстовыми документами, таблицами и классическими презентациями. Кроме того использовались сервисы SlideShare.Net (для публикации классических презентаций в формате .ppt) и Prezi.Com (для построения и публикации спайдеграм (spidergram).
 
Третья группа была представлена всего двумя техническими решениями: интернет-коммуникатором Skype и платформой для проведения онлайн-конференций Adobe Connect. Последняя особенно удобна для преподавания .
 
Продолжение следует...